Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Муниципальное бюджетное учреждение культуры города Абакана «Городской общественно-культурный центр по работе с населением по месту жительства»

Чыл Пазы

22 марта 2014 года на  ипподроме по уже сложившейся доброй традиции  проходил   Республиканский праздник «Чыл Пазы». Со всех уголков нашей солнечной Хакасии прибыли участники и гости праздника. МБУК «Городской общественно – культурный центр по работе с населением по месту жительства» также  приняли активное участие в праздновании  этого древнего и прекрасного  события.  Юрта с  гербом города Абакана,  нежно голубыми  чалома, креативными животными,  щедрыми  угощениями привлекала гостей в течение всего праздника. Желающие могли попробовать свои силы в национальных играх и конкурсах и получить сладкий приз, приобрести сувенир по душе, сфотографироваться на память.  Все гости могли ознакомиться с историей, традициями хакасского народа,  совершить обряд Очищения, прикоснуться к Священной березе и даже спеть хакасские национальные   песни. В завершение праздника была проведена игровая программа.

История праздника:

Новый год – Чыл Пазы занимает особое место в цикле календарных праздников и обрядов хакасов. Зима – самое тяжелое время в жизни кочевых народов. Изнурительный холод, сильные ветры и нехватка корма для скота вынуждали и людей жить на жесткой продовольственной диете. Медленно тянулась зима, но все ближе и ближе Чыл Пазы (дословно «Голова года») – конец зимы, начало весны. И вот наступал канун Нового года.

В юртах наводили порядок, убирали мусор, скопившийся за год, чистили и ремонтировали старую одежду или же надевали новую. В это время нельзя было допускать никаких ссор в доме, все старались сделать ближним что-нибудь приятное, по возможности облегчить жизнь бабушек и дедушек, детям подарить чуточку больше внимания и тепла. На стол в день Нового года обязательно ставили свежесваренное мясо и молочные продукты. Начиналось новогоднее застолье, взаимные поздравления, обмен подарками.

Примечателен тот факт, что у древних хакасов не было принято массового употребления спиртного. Национальное слабоалкогольное изделие «айран», произведенное на основе кисломолочного брожения, применялось только для ритуальных обрядов. Такой обряд, как «Сек-сек» - кормление духов, выполнял старейшина селения или же шаман, он же немного мог принимать спиртное для вхождения в контакт с духами. Из взрослых мужчин употреблять айран, но в особых случаях, могли только те состоявшиеся мужчины, у которых было три сына, три защитника родной земли, три будущих воина. Всем остальным, для воспроизведения нормального жизнеспособного потомства, спиртное запрещалось. Женщина, как колыбель возникновения жизни, как продолжательница рода и хранительница семейного очага, вообще не имела права употреблять спиртное.

Версия для слабовидящих